Власть по жребию как гарант народовластия и защита от диктатуры

Здание правительственной коллегии Палаццо-Веккьо и сейчас возвышается на площади Синьории во Флоренции

В статье (сокращенный вариант) на примере республики Флоренция показано, как в своих личных целях и с помощью каких изменений в законах будущие диктаторы превращали республику в олигархию. Это:
1) замена республиканского жребия на демократическое всеобщее голосование
2) наделение правом голоса наемных рабочих, в том числе иностранных “гастарбайтеров”
3) увеличения сроков пребывания у власти избранных всеобщим голосованием правителей – от 2-12 месяцев при жребии до пожизненного через всеобщее голосование.

Самоуправляющимся городом Флоренция стала в первой четверти XII века и в течение трех столетий блистательная Флорентийская республика совершенствовала институты и механизмы государственного управления. Началось с того, что горожане (пополаны) – купцы, ремесленники — решили, что смогут управлять городом самостоятельно, без синьоров, которые их только обирают. Епископам и баронам не удалось поставить зарвавшихся мастеровых на место.
В большинстве итальянских городов-республик управление в то время осуществляли консулы, избираемые как в Древнем Риме — на один год, а власть законодательную осуществлял Совет коммуны. В Совет могли войти и богатый пополан (горожанин), и дворянин. Почти повсеместно шли жаркие политические схватки между дворянами и пополанами. При этом пополаны не были едины: делились на «жирный народ» (оптиматы) и «тощий народ». В каких-то городах победили дворяне — там республики превратились в монархии. В других городах, в том числе и во Флоренции, верх одержали пополаны, и дворяне впервые в истории Средневековья почти лишились дворянских привилегий.

Понимание народовластия в то время в корне отличалось от того, что принято сейчас. В наше демократическое время народ лишь ходит на выборы, а управляют городом, регионом или страной профессиональные политики, управленцы, менеджеры. В средневековой Италии такое государственное устройство назвали бы аристократическим. Для средневековых итальянцев власть народа — когда в управлении принимает участие непосредственно каждый сознательный гражданин.

Во Флоренции права избираться на многочисленные должности не имели женщины и наемные работники, полноправными гражданами считались все совершеннолетние мужчины – исправные налогоплательщики. На 50–100 тысяч горожан (в разные периоды население города сильно менялось) полноправными гражданами считались 5–8 тысяч. Это немало, так как почти половина мужчин – несовершеннолетние (то есть мужчины до 29 лет).

Механизмы формирования власти также были кардинально иным. Партий в современном понимании этого слова не было – слово «партия» было ругательством. Появление партии считалось расколом общества. Считалось страшной бедой, если одна партия придет к власти – тогда сторонники другой будут вынуждены покинуть город, и могут вступить в сговор  с соседними правителями, попытаться вернуть власть, напав на Флоренцию. Чтобы не допустить образования партий, флорентийцы предпочитали голосованию жребий. При такой системе претендент на ту или иную должность не зависел от влияния любых групповых интересов и ему не было смысла кого-то, чьи-то голоса покупать.

Власть народа по жребию

Высшая власть во Флоренции принадлежала Синьории, в которой заседали восемь представителей кварталов, они же – представители ремесленных цехов, и один гонфалоньер (знаменосец) справедливости. Эти девять руководителей, чтобы иные дела не отвлекали от служения обществу, весь срок полномочий – 2 месяца — жили во Дворце Синьории. Синьория решала практически все законодательные и судебные дела Флорентийской республики. В обсуждении и принятии решений участвовали также многочисленные вспомогательные магистратуры — совет Двенадцати Добрых мужей и совет Шестнадцати знаменосцев, избирались они на срок 3 месяца и 4 месяца соответственно. Синьория и эти два совета избирались по жребию: у каждого совета была своя специальных кожаная сумка, из которой публично доставались записки с именами кандидатов.

Принимаемые Синьорией законы утверждали Совет коммуны («жирный» народ), и Совет народа («тощий» народ), таким образом уравновешивались интересы «жирного» и «тощего» народов. В городе существовали также многочисленные коллегии — по налогам, по контролю качества продукции, по лицензированию. Как правило, срок службы в коллегиях был от 3 до 6 месяцев. Фактически каждый полноправный гражданин Флоренции имел шанс занимать какое-то время один из многочисленных общественно значимых постов.

Когда в Флорентийской республике происходил кризис, требующий экстренных мер, созывался «парламенто». Полноправные граждане сходились на площадь Синьории, выслушивали информацию, варианты предложений и выражали свою позицию криками… В особо кризисных ситуациях избирали Балию — директорию, которая получала из рук народа — на четко обозначенный срок! — диктаторские полномочия.

Судебную власть возглавлял подестá. На эту должность обычно на срок в 6 месяцев приглашался иностранец с положительной репутацией, юридически образованный и с вооруженным отрядом. Считалось, что только иностранный гражданин, не имеющий связей, друзей в городе, может беспристрастно судить и выносить справедливые решения по спорам.

Имперская болезнь республики

В дальнейшем оптиматы («жирный» народ, фатически олигархи) стали уговаривать сограждан перейти к выборам советов и коллегий через голосование, без жребия. Мотивировали они это тем, что во власть приходят люди случайные, не умеющие управлять. Простой народ требовал оставить все как есть, чтобы благодаря жребию каждый мог занять любой государственный пост. В теоретический спор вступил популярный в народе монах-доминиканец Савонарола, против ожидания горожан, на стороне оптиматов. Он обращался в своей проповеди к условному бедному горожанину: «Признайся, ты хочешь жребия, потому что боишься, что тебя не выберут! Просто стань лучше — и тогда не придется бояться!» Возможно, монах посчитал, что его сторонников в городе много и на демократических выборах они победят. Но в итоге многие горожане посчитали опасной духовную диктатуру Савонаролы и отвернулись от популярного проповедника…
Характерно, что именно отмена жребия стала последней каплей народного терпения, до этого оптиматам и Савонароле удавались реформы, ограничивающие участие народа в управлении. Например, был принят закон об отмене «парламенто», а должность гонфалоньера стала пожизненной! Савонарола не занимал в городе никаких должностей, но благодаря своему красноречию был самым влиятельным флорентийским политиком. Когда горожане слышали на проповеди, что Бог благословляет ту или иную реформу, то свято монаху верили!
Монах Джироламо Савонарола

 

 

Монах Джироламо Савонарола

Становясь все богаче и могущественней, итальянские республики расширяли территории, но делиться властью с жителями новых земель, соседних городов не хотели, вели себя как диктаторы. Поэтому граждане покоренных городов не особо отличали власть угнетающей их республики от власти соседнего монарха, и в конфликтах легко выступали на стороне последнего, против республики. По этой же причине, например, Новгородская республика проиграла Ивану III — для жителей окраинной Руси тирания московского царя не показалась угрозой в сравнении с тиранией новгородцев.
В итоге этого исторического периода сохранить республиканское самоуправление удалось ряду немецких вольных городов, швейцарских кантонов, защищенных горами, а также в Исландии, отрезанной от материка холодными морями.

В случае с Флоренцией республика всегда стремилась контролировать Пизу, которая открывала ей выход к морю. Когда в 1494 году Пиза добилась независимости, Флоренция все свои силы бросила на восстановление контроля! Она обложила конкурента неподъемными налогами, Пиза пришла в такой  упадок, что жители некогда Царицы Средиземноморья говорили, что с радостью признали бы власть хоть кровожадного турецкого султана, лишь бы он защитил их от флорентийцев.

Одна, в окружении врагов старых — императора и папы – и новых, Флорентийская республика в начале XVI века – это последний островок свободы в Италии…
Устройство самоуправление в республике Флоренция

 

 

 

 

 

 

 

Пирамида власти народа в республике Флоренция

Полностью текст:
Механика средневековой демократии, Вокруг света, №4 (2835), Апрель 2010

Много параллелей с современной Европой и даже США. Например — в подробном описании, как после эпидемии чумы возникла нехватка рабочих рук и во Флоренции появились «гастарбайтеры», как флорентийцы поначалу относились к ним весьма толерантно, но потом наступило глубокое разочарование и неприязнь! А диагноз «имперской болезни», поразившей итальянские республики после взлета их могущества, сегодня вполне можно поставить США с ее диктаторскими замашками и силовыми вмешательствами в дела других государств. Республика США сегодня все больше похожа на империю, к чему это приведет, красочно описывает история Средневековья.

Об авторе Андрей Лебедев

Независимый исследователь
Запись опубликована в рубрике Республика с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Власть по жребию как гарант народовластия и защита от диктатуры»

  1. Stanislav Sky говорит:

    Не верю!
    это было время инквизиции, на костре сожгли Сованоролу за то, что выступална стороне народа. Ваша подача истории не выдежрживает никакой критики!!

    • Андрей Лебедев говорит:

      Савонарола был казнен позже, когда республиканские законы уже стали ослабевать. В целом же республики были намного мягче религиозно, город выбирал себе святую, человечески более близкую и понятную, чем жестокие библейские боги, и споойно с достоинством ей преклонялся, без всякого фанатизма. Это как в Москве была Матрона Московская, а в Санкт-Петербурге — Ксения Блаженная, до сих пор всеми почитаемая и любимая святая.
      Я и не собирался перекраивать историю, это бесполезное неблагодарное занятие. Моя цель — понять ее логику!

  2. subdomains говорит:

    Автор выйди к напроду, вопросы есть!

Обсуждение закрыто.