Инстинкт свободы – республика как выборы через жребий

Jury
Когда рассматриваешь картины суда присяжных в стародавние века (этот институт был привнесен норманнами в Англию в 1066 году, то есть в Европе он существовал еще раньше) или фотографии суда присяжных в России 19 века, видно, что все присяжные – мужчины. Сегодня, конечно, в составе этого суда – полноправные присяжные-женщины. И мне это представляется большим достижением демократии, чем всеобщее голосование с участием мужчин и женщин, алкоголиков и бомжей. Потому что бомж не пойдет в присяжные, а вот на выборы он пойдет, и заработает на бутылку, продав свой голос.
На суде присяжных нельзя заработать, присяжными движет гражданский долг, желание участвовать в общественной жизни. Человек проявляет свои лучшие качества, по сути античную республиканскую доблесть, а не худшие качества, как на демократических выборах. Голосуя сегодня на всеобщих выборах за меньшее из зол, за политиков, чью профессию он считает грязной, и в этом зле и в этой грязи нормальный человек вынужден участвовать – не совсем понятно, по какой причине, из каких извращенных побуждений!?
В большинстве стран мира суд присяжных сегодня – это последний элемент республики в полном комплекте — с жребием, цензом и краткосрочностью работы. Или это, я надеюсь, не последний, а первый элемент возрождения республики в 21 веке, как идеального общественного устройства?!
На мой взгляд демократия – это идеал, к которой республика бесконечно стремится через рост гражданской активности, рост среднего класса, свободных самостоятельных граждан. Современная демократия – это одновременно и достижение прежних поколений, городских республик античности и средневековья, и преждевременный скачок в демократию без республики, путь в тупик.  Что уже очевидно из современного кризиса демократии в Европе, кризиса мульти-культурализма (то есть естественного многообразия, важного для выживания и эволюции человека). Демократия без республики даже в самых республиканских странах (США и Великобритания) – путь к империализму, войнам, терроризму, что и происходит. Это по большому счету самоуничтожение человечества.
В данной статье мне прежде всего хотелось бы поменять точку зрения, оценивать республику не с позиций современного демократа, а посмотреть на современное общество глазами участника республиканского общества, ее гражданина, которого ведут по жизни природные человеческие инстинкты справедливости и свободы. И механизм жребия в понимании природы человека сегодня явно недооценен. Дело в том, что разбирая преимущества республики, такой уважаемый мной исследователь, как Олег Хархордин, оценивает, например краткосрочность нахождения гражданина у власти, как факт, затрудняющий его коррупционные поползновения, а сложный многоступенчатый жребий – как механизм исключения какого-либо авторитарного влияния на результат выбора. Это все правильно и логично, трудно не согласиться. Но это все же взгляд современного человека, воспитанного в неестественных условиях извращенной преждевременной демократии с ее непременными коррупцией, антинародным авторитаризмом. То есть взгляд искаженный.
Возвращаясь к суду присяжных, спросим себя – разве это зло? Многократно замечено, в том числе профессиональными судьями, что присяжные, самые простые люди, проявляют, или во всяком случае стараются проявлять свои лучшие человеческие качества. А ведь недемократичность суда присяжных очевидна. Это ценз: в России ограничение по возрасту – от 25 до 55 лет. Почему молодой человек, прошедший армию, державший в своих руках оружие, не может участвовать? Почему 56 летний пенсионер, не имеет права участвовать в судебной власти, хотя президента страны он выбирает? Или даже 50-летний бомж – почему он лишен этого права лишь потому, что не любит мыться, пропил приличную одежду и ему стыдно смотреть людям в глаза в тех случаях, когда нет надежды на выпивку? Может быть, разыграть в зале суда лотерею, где он может выиграть бутылку и тогда он согласится принять участие в жизни общества?
Наверно, следует признать демократические всеобщие выборы абстракцией. Красивой, идеальной благородной сказкой, как и коммунизм, и так же ведущей к трагедии. А республиканский суд присяжных – реальностью, отвечающей здравому смыслу и природе человека.
В этом убеждает и такое изобретение социальной практики, как жребий. На самом деле его история похожа на историю с творческим сознанием человека, когда в самом начале эволюции человека был создан механизм любовного сознания, который передавался генетически от матери к ее сыну, а затем мужчина применил этот механизм для поиска новых полезных «членов сообщества» — орудий труда, домашних животных, культурных растений. Так же и здесь, но уже не на генетическом, а на социально-историческом уровне передачи информации. Закон любовного сознания тоже предполагает механизм случайности – случайной встречи с любимым человеком, который вчера еще был незнаком, а сегодня становится самым близким, а его родные – родными для тебя. И этот сплачивающий самые первые сообщества самых первобытных людей механизм реализуется через века в республиканском жребии. Когда совершенно незнакомый еще вчера тебе человек из твоего города или городка в результате жребия, случайного выбора компьютера становится присяжным, верит твоим словам, верит тебе и спасает от несправедливого обвинения, спасает твою жизнь, или становится мэром городка и от него так же может зависеть жизнь и будущее тебя и твоей семьи – то ты начинаешь более внимательно и по-доброму относиться ко всем окружающим тебя незнакомым людям. Ты и сам воспитываешь в себе республиканскую доблесть, чтобы соответствовать надеждам на тебя других людей, делаешь это даже самостоятельно, подсознательно, а не только благодаря талантливым речам лучших людей города и страны, благородным шедеврам ораторского искусства, подобным речи Перикла. (про пресс-конференции Путина или Медведева, или даже Саркози или Берлускони, я, конечно, не буду вспоминать – это просто несоизмеримо по масштабам личности).
Жребий – таким образом, пусть не сразу, но стал в Европе основополагающим элементом закона творческого сознания, инстинкта свободы. Это и на самом деле свобода от злых и грязных мыслей об окружающих, о политиках, идущих во власть «всем понятно зачем». Это свобода от унижающих тебя самого подозрений от окружающих, свобода от презумпции виновности перед полицейским или чиновником, любой властью. За этой свободой и едут россияне на Запад, где люди воспитаны в естественных для человека многовековых республиканских традициях, и еще не совсем их растеряли в новомодных социальных экспериментах.
Когда люди улыбаются, внимательны и доброжелательны друг к другу – это сплачивает общество, все человечество, это есть  фундамент выживания и эволюционного развития вида.
Современные всеобщие «демократические» выборы в странах, где нет для них исторической традиции, республиканской базы,– это когда люди оскорбляют друг друга, соревнуются, кто грязнее, дерутся компроматами, и вполне логично попадают совсем в иную историю – с гражданскими войнами, этническими чистками, беженцами (с целью на определенной территории изменить в свою пользу состав будущих избирателей). И главной задачей незадачливых экспортеров демократии становится учет голосов в лагерях беженцев. А кто учтет голоса убитых в результате этого эксперимента по навязыванию демократии – не менее трагичного и позорного, чем эксперимент с навязыванием социализма в России?! Количество жертв более-менее известно. И можно посчитать количество жертв еврокомиссаров, насаждающих демократию в Африке или на Ближнем Востоке? Хотя по большому счету, никто не виноват, это общая историческая ошибка.
Последние революции в этом регионе – конечно, республиканские. Митингующие горожане стихийно создавали свое местное самоуправление (это именно тот уровень, с которого в 21 веке будет возрождаться республика), в Египте они самостоятельно организовывали охрану не только своих домов, магазинчиков, объектов инфраструктуры, но и музеев, объектов национальной культуры! Возможно, устанавливая ночное дежурство, они тянули жребий, кому когда охранять общественное спокойство – неважно. Важно, что засыпая, они надеялись на своих соседей, а не на власть, еврочиновников или НАТО.
Очень не хочется думать, что эти ростки республики, настоящей демократии не пропадут в новых интригах чиновников, под жесткой рукой новых квази-монархов, говорящих по бумажке красивые слова о демократии.
Очень хочется, конечно, сказать несколько слов о республиканской доблести, о римском праве, но об этом много написано другими исследователями. А вот роль жребия – это, очень надеюсь, мой вклад в республиканскую теорию.
Подробнее о выборах жребием в античные и средние века, а также о современных опытах в германских муниципалитетах можно почитать

Об авторе Андрей Лебедев

Независимый исследователь
Запись опубликована в рубрике Инстинкт свободы, Республика с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

9 комментариев на «Инстинкт свободы – республика как выборы через жребий»

  1. Юрий говорит:

    И чем закончились республиканские опыты в берлинских коммунах?нет более свежих новостей?

  2. Юрий говорит:

    Неужели так все безнадежно? и чем хуже, тем лучше 🙂
    Зачем тогда такое «лучше», объясните?

  3. Андрей Лебедев говорит:

    на Украине республиканцы активны, пока, правда, в Фэйсбуке
    А в России, пока цены на нефть не упадут
    или в Европе, пока жареный петух не клюнет,
    в принципе все довольны существующими правилами игры
    Могу так сказать — демократия — это игра, ДЕТСКАЯ игра
    Республика — жизнь по-взрослому!
    не все хотят переходить от игр к взрослой жизни., увы

  4. Андрей Лебедев говорит:

    Сайт у украинских республиканцев очень достойный, спасибо Вам, я все перечитал
    Перечитал еще раз по жребию — все замечательно!
    Но это публицистика! которой я отдал пару десятков лет жизни и убедился, что как бы ни старался и на 99,99% был прав, человек будет доволен самой малой возможностью продолжать валяться на печи и ничего не менять!
    Только наука дает 100%. Этим я и пытаюсь заниматься, копая глубже!
    Иначе человечество придет к разумному социуму только через войны, лишения и жертвы, чего не хочется. Я бы считал это своим личным поражением.

  5. Юрий говорит:

    Посмотрю/почитаю крайне интересно спасибо

  6. Xandy говорит:

    What a joy to find smoenoe else who thinks this way.

  7. Националкосмополит говорит:

    Суд присяжных нужно модернизировать.
    Присяжные не должны друг на руга влиять при формировании своего решения.
    Они должны быть анонимны и друг для друга, и для всех участников процесса, кроме судьи, который так же не должен на них влиять.
    Если в уголовном процессе один из 12ти присяжных говорит:»Не виновен», то согласно призумции невиновности подсудимый объявляется невиновным

    • Андрей Лебедев говорит:

      Это не в духе республиканских традиций народовластия, формирования личности гражданина, честного и гордого за свое имя, за фамилию своих родителей и предков!
      у вас получается, что присяжные должны в масках сидеть:))) Это мечта чиновников, монархов и квази-монархов типа Гитлера и Сталина — лишить человека имени, республиканской чести и доблести:(

Обсуждение закрыто.